Услуги
1. Абонентское юридическое обслуживание предприятий
2. Споры в областях:
- корпоративные конфликты
- арбитраж
- споры в области прав на недвижимое имущество
- споры с государственными органами, в том числе налоговые споры
3. Правовое сопровождение сделки
4. Правовое сопровождение инвестиционных проектов
5. Интеллектуальная собственность
6. Оффшоры
7. Согласования в антимонопольных органах

 

Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос:

Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь реализацией кисло-молочной продукции. Для осуществления своей деятельности, мне нужно установить объект временного пользования - торговый киоск. По моему заявлению управление имущественных отношений, предоставило мне акт выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка согласован со всеми службами и организациями, в согласовании отказано смежным землепользователем, владельцем продуктового магазина. Смежный землепользователь ссылается на то, что установление торгового киоска нецелесообразно, т.к. рядом находится продуктовый магазин, и указывает на то, что в данном месте проходит ветка водовода, не предоставляя подтверждающих документов. Управление имущественных отношений отказывает в согласовании акта, ссылаясь на то, что нет согласования со смежным землепользователем. Подскажите, пожалуйста, законно ли отказывает УИО в утверждении акта. Должен ли смежный землепользователь согласовывать акт выбора? Я хочу подать в суд на УИО, за необоснованный отказ. Как мне поступить в данной ситуации?


Ответ:

Согласно п.5 ст. 31 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) актом выбора земельного участка оформляются результаты выбора земельного участка для строительства.

Как следует из указанной статьи, акт выбора земельного участка не нуждается в каком-либо согласовании со стороны смежных землепользователей, за исключением случаев изъятия земельных участков таких землепользователей для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

В то же время считаем необходимым обратить Ваше внимание, что в случае необходимости размещения объекта временного пользования – торгового киоска, речь идет о порядке предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Так, в соответствии с пп.13 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строения).

Согласно ст. 34 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, заключается в следующем.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при проведении кадастрового учета и утверждении результатов межевания земельного участка местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, подлежит местоположение границ земельного участка, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы (ч.1 ст.39).

В связи с чем согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ:

- земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;

- земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.

При этом, исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки)1.


Соответственно, в данном случае речь идет о согласовании со смежным землепользователем акта согласования границ земельного участка, предоставляемого для целей, не связанных со строительством, а не акта выбора земельного участка.


Согласно ч.3 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к заинтересованным лицам, с которыми осуществляется согласование местоположения границ, относятся лица, обладающие смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Пунктами 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, установлено, что определение границ земельного участка землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результат согласования границ оформляется актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ установлена в Приложении 4 к данным Методическим рекомендациям.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного данным Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3 ст. 40 Федерального закона N 221-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона N 221-ФЗ, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Соответственно, местоположение границ земельного участка (а вместе с тем и – акт согласования границ земельного участка) считается согласованным при наличии в акте согласования, являющемся неотъемлемой частью межевого плана, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Акт согласования местоположения границ считается также согласованным, если в установленный срок заинтересованное лицо (его представитель), извещенное надлежащим образом:

- не выразило свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ;

- не представило свои возражения в письменной форме с их обоснованием.

Об этом, а также о содержании возражений, представленных заинтересованным лицом (его представителем) в письменной форме относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, вносятся соответствующие записи в акт согласования местоположения границ.

Следовательно, факт отказа надлежащим образом извещенного владельца смежного земельного участка от подписания акта согласования границ земельного участка как в случае представления им своих возражений в письменной форме, так и в случае их непредставления, не может являться основанием для отказа в утверждении результатов межевания и проведения кадастрового учета земельного участка2. Однако, данное правило действует при условии надлежащего уведомления такого владельца смежного участка о межевании земельного участка.

Таким образом, представляется, что поскольку земельный участок предоставляется для размещения объекта временного пользования – торгового киоска, в данной ситуации речь идет о порядке предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, и необходимости согласования со смежным землепользователем не акта выбора земельного участка (который в этом не нуждается), а акта согласования границ земельного участка.

При этом факт отказа извещенного владельца смежного земельного участка от подписания акта согласования границ земельного участка как в случае предоставления им своих возражений в письменной форме, так и в случае их непредставления, не может являться основанием для отказа в утверждении результатов межевания и проведения кадастрового учета земельного участка.


Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Следовательно, за защитой своих прав Вам необходимо обратиться в арбитражный суд соответствующей юрисдикции.

1 Письмо Минэкономразвития РФ от 28.09.2009г. № Д23-3146

2 Письмо Минэкономразвития РФ от 15.05.2009г. № Д23-1430


старший юрист ООО «ПРЕЗИДЕНТ-КОНСАЛТ» Батура Е.В.
Все консультации
 
Консультации
(вопрос-ответ)

  Оформление земельного участка под домом
  Подробнее

  Подключение к газопроводу дачных участков
  Подробнее

Все консультации
Задать свой вопрос
Последний вопрос/
горячая новость

 ООО "ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ" заняло 4-е место в России и 1-е место среди петербургских компаний в рейтинге юридических фирм, осуществляющих защиту от рейдеров.   Подробнее


 
  
  
 

В начало
Карта сайта
Как связаться
 
 
 О компании  Новости
 Поиск  Афоризмы