Услуги
1. Абонентское юридическое обслуживание предприятий
2. Споры в областях:
- корпоративные конфликты
- арбитраж
- споры в области прав на недвижимое имущество
- споры с государственными органами, в том числе налоговые споры
3. Правовое сопровождение сделки
4. Правовое сопровождение инвестиционных проектов
5. Интеллектуальная собственность
6. Оффшоры
7. Согласования в антимонопольных органах

 

Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос: В случае рублевого платежа российского юридического лица за границу применяются ли правила валютного контроля, требуется ли паспорт сделки и будут ли прочие последствия платежа за границу?


Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям, в частности, относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.


Таким образом, в Вашей ситуации (если речь идет о заключении договора между Вашей компанией — резидентом и компанией Вашего партнера — нерезидентом и осуществлении расчетов по договору в валюте РФ) можно говорить о совершении валютной операции.


Примечание: В том случае, если компания Вашего контрагента является резидентом РФ, имеющим открытый расчетный счет в банке иностранного государства и расчеты по договору производятся в валюте РФ, данная операция не относится к валютной.


При совершении валютных операциях в уполномоченном банке (где открыт Ваш расчетный счет, через который планируется осуществления расчета по внешнеторговому контракту) оформляется паспорт сделки (ст. 20 Закона №173-ФЗ). Необходимость оформления паспорта сделки обусловлена вывозом товара с таможенной территории РФ или ввозом товаров на таможенную территорию РФ. То же самое относится к выполняемым работам и оказываемым услугам, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.


Порядок проведения валютного контроля регулируется Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», а также в Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция №117-И).


В п. 3.2 Инструкции №117-И приведен закрытый перечень случаев, при которых паспорт сделки не оформляется. К ним отнесены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;

между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений. Если в контракте не содержится информации о его сумме, то оформление паспорта сделки является обязательным.

ЦБ РФ в информационном письме от 31.12.2004 №30 разъяснил, что паспорты сделок нужно оформлять по договорам страхования (перестрахования), по договорам аренды (лизинга) движимого имущества и транспортных средств (если осуществляется ввоз (вывоз) объекта аренды в РФ (из РФ), а также по тем договорам, где иностранной стороной является российское представительство (филиал) иностранной компании. Если в контракте не указана сумма сделки, паспорт сделки оформляется в том случае, если резидент предполагает, что размер суммы сделки превысит 5000 долларов США (в эквиваленте).


Таким образом, в Вашем случае возникает необходимость оформления паспорта сделки.


Паспорт сделки — это досье, открываемое в уполномоченном банке (территориальном учреждении ЦБ РФ), содержащее сведения (в том числе из валютного контракта между резидентом и нерезидентом), а также подтверждающие документы, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля.

Паспорт сделки оформляется до совершения валютной операции. В паспорте сделки, в частности, фиксируются данные контракта, изменения и дополнения к нему, а также факты отгрузок и оплат экспортируемого / импортируемого товара.

Паспорт сделки, представляемый в банк паспорта сделки резидентом - юридическим лицом, составляется в двух экземплярах, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.


Инструкция №117-И предусматривает перечень документов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту.

После представления паспорта сделки и всех необходимых документов банк проводит их проверку. Срок такой проверки ограничен тремя рабочими днями.

Банк может и отказать в подписании паспорта сделки. Происходит это в случаях, если:

данные внешнеторгового контракта не соответствуют данным, указанным в паспорте сделки;

паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

резидент не представил в банк обосновывающие документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции.

При этом максимальный срок возврата банком представленных документов также составляет три рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.

Иногда возникают случаи, когда в контракт в ходе его исполнения вносятся изменения или дополнения. Если такие изменения или дополнения затрагивают сведения или информацию, содержащуюся в оформленном паспорте сделки, он подлежит переоформлению.


Примечание: Под внешнеэкономической понимается сделка с участием иностранного элемента, предусматривающая международный обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Несоблюдение простой письменной формы такой сделки влечет ее ничтожность.


Оформив паспорт сделки и совершив валютную операцию, резиденты должны представить в банк подтверждающие документы, связанные с проведением валютной операции. Такие документы оформляются согласно Положению № 258-П.

В уполномоченный банк необходимо представлять документы, подтверждающие факт экспорта (импорта) товаров, работ, услуг, например ГТД.

Помимо самих подтверждающих документов резидент также обязан представить справку о подтверждающих документах в двух экземплярах.

Срок представления таких документов и справки - до 15 календарных дней после окончания месяца осуществления экспорта товаров (работ, услуг) либо до 45 календарных дней следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

Далее банк производит проверку информации, указанной в представляемых справках.

Срок такой проверки не должен превышать 7 рабочих дней, следующих за датой представления справок.


Следует помнить, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в ряде случаев является лицензия, выдаваемая соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.


ведущий юрист ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» Т. Силина
Все консультации
 
Консультации
(вопрос-ответ)

  Оформление земельного участка под домом
  Подробнее

  Подключение к газопроводу дачных участков
  Подробнее

Все консультации
Задать свой вопрос
Последний вопрос/
горячая новость

 ООО "ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ" заняло 4-е место в России и 1-е место среди петербургских компаний в рейтинге юридических фирм, осуществляющих защиту от рейдеров.   Подробнее


 
  
  
 

В начало
Карта сайта
Как связаться
 
 
 О компании  Новости
 Поиск  Афоризмы