Услуги
1. Абонентское юридическое обслуживание предприятий
2. Споры в областях:
- корпоративные конфликты
- арбитраж
- споры в области прав на недвижимое имущество
- споры с государственными органами, в том числе налоговые споры
3. Правовое сопровождение сделки
4. Правовое сопровождение инвестиционных проектов
5. Интеллектуальная собственность
6. Оффшоры
7. Согласования в антимонопольных органах

 

Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос: ЗАО было принято решение о реорганизации в форме выделения. В процессе реорганизации было создано одно новое ЗАО. В соответствии с разделительным балансом на баланс созданного в процессе реорганизации ЗАО передано нежилое здание. Хранение и ведение реестра акционеров созданного в процессе реорганизации ЗАО осуществляется им самостоятельно. Органами управления созданного в процессе реорганизации ЗАО являются: общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган. Для регистрации выпуска ценных бумаг ЗАО, созданного в процессе реорганизации, в ФСФР были поданы необходимые документы. ФСФР было принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ЗАО, созданного в процессе реорганизации. Переход права собственности на нежилое здание уполномоченным органом не зарегистрирован.

В настоящее время найден покупатель на нежилое здание. Совершение указанной сделки для ЗАО, созданного в процессе реорганизации, будет являться совершением крупной сделки.

Возможно ли в сложившейся ситуации одобрение сделки и отчуждение недвижимости?


Ответ:

1.Возможность принятия решения общим собранием акционеров в условиях отсутствия зарегистрированного выпуска ценных бумаг.

Понятие «ценная бумага» дается ст.142 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Акция является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Законом, а именно Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее по тексту – Закон №39-ФЗ), предусмотрено, что при бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой (ст.18). Права же владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях (ст.28).

В соответствии со ст.24 Закона №39-ФЗ эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом. Тем же Законом №39-ФЗ в ст.19 установлено, что при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг. Таким образом, на основании действующего законодательства акции созданного в процессе реорганизации ЗАО были размещены в день его государственной регистрации.

В тоже время Закон №39-ФЗ не предусматривает правовых последствий государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В ст.18, 24 Закона №39-ФЗ в различном изложении предусматривается только запрет на размещение эмиссионных ценных бумаг до момента регистрации их выпуска.

Учитывая данную позицию, можно утверждать, что единственным правовым последствием эмиссии ценных бумаг без государственной регистрации выпуска, которое следует из законодательства Российской Федерации, является недействительность сделок с такими ценными бумагами.

Таким образом, законодательство не содержит прямого запрета на осуществление прав по акциям (в том числе голосования), не прошедших государственную регистрацию. Представляется, что акционер вправе голосовать размещенными акциями. Косвенно на это указывает положение п.1 ст.34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Закон №208-ФЗ) согласно которому акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества. Для окончательного вывода в данной части необходимо исследовать положения устава созданного в процессе реорганизации ЗАО.

Кроме того, законодатель устанавливает негативные правовые последствия только в случае признания выпуска акций несостоявшимся или недействительным. Вопрос о последствиях для эмитента в случае отказа в регистрации выпуска ценных бумаг остается открытым.

В любом случае, существует объективная возможность оспаривания решений общего собрания акционеров, в котором принимали участие и голосовали по вопросам повестки дня акционеры - владельцы акций выпуска, не прошедшего государственную регистрацию.

Однако, исходя из имеющейся судебной практики, отсутствие государственной регистрации выпуска ценных бумаг не является основанием для признания принятых общим собранием акционеров, на котором голосовали незарегистрированные акции, решений недействительными (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2004 года, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2008 года).

Таким образом, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров созданного в процессе реорганизации ЗАО может принять решение об одобрении крупной сделки.

Кроме того, необходимо отметить, что с 21 октября 2009 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Закон №208-ФЗ, упрощающие поставленную задачу.

В соответствии с новеллами Закона №208-ФЗ, а именно п.9 ст.49, признание решений общего собрания акционеров об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, недействительными в случае обжалования таких решений отдельно от оспаривания соответствующих сделок общества не влечет за собой признания соответствующих сделок недействительными. Также суд может отказать в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением предусмотренных Законом №208-ФЗ требований к ней, недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:

1 - голосование акционера, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

2 - не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или акционеру, обратившемуся с иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

3 - к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

4 - при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к ней.

Следовательно, для снижения рисков оспаривания необходимо провести общее собрание акционеров (уже в полном соответствии с действующим законодательством) и одобрить уже совершенную крупную сделку. Тогда признание крупной сделки недействительной по основаниям нарушения порядка ее одобрения становится практически невозможным.


2.Возможность регистрации права собственности на нежилое здание в условиях отсутствия зарегистрированного выпуска ценных бумаг.

Для целей заключения сделки купли-продажи недвижимого имущества ЗАО, созданному в процессе реорганизации, необходимо оформить право собственности на него.

Для государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшего в результате реорганизации юридического лица, в Федеральную регистрационную службу предоставляются документы, подтверждающие возникновение права собственности, а также учредительные документы созданного юридического лица.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации для осуществления правовой экспертизы документов, помимо вышеуказанных документов, у заявителя, в случае необходимости, дополнительно могут быть истребованы иные документы.

Таким образом, для перерегистрации права собственности на недвижимое имущество не требуется предоставление зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Тем не менее, у регистрирующего органа есть право потребовать дополнительные документы, к числу которых может быть отнесено и решение о выпуске, хотя такая возможность маловероятна.

Следовательно, формально в настоящее время нет препятствий для обращения в регистрирующий орган для регистрации перехода права собственности.


3.Возникновение права выкупа акций по требованию акционеров, голосовавших против принятия решения об одобрении сделки или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.

Действующим законодательством установлено, что акционеры, не принимавшие участие в голосовании по вопросу об одобрении крупной сделки либо голосовавшие против принятия такого решения, приобретают право требовать у общества выкупа всех или части принадлежащих им акций.

В соответствии со ст.76 Закона №208-ФЗ общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций, должно содержать указанные сведения.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации возникает необходимость проведения оценки рыночной стоимости акций. Здесь встает вопрос о необходимости предоставления зарегистрированных решения о выпуске ценных бумаг и/или отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Действующим законодательством не установлена обязанность общества представить для проведения оценки рыночной стоимости акций зарегистрированное решение о выпуске ценных бумаг и/или отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Тем не менее, как следует из анализа рынка услуг, предоставляемых оценщиками, на практике предоставление вышеуказанных документов является необходимым условием проведения оценки. Можно констатировать, что мнение оценщиков по данному вопросу сводится к позиции, что эмиссионные ценные бумаги становятся ценными бумагами и объектами гражданских прав лишь при условии государственной регистрации их выпуска. Хотя не исключено, что это мнение большинства, и часть оценщиков считает возможным проведение оценки рыночной стоимости акций, решение о выпуске которых не зарегистрировано.

Таким образом, по описываемому вопросу возникает практически непреодолимый дефект, при неблагоприятном развитии событий способный привести к признанию решения общего собрания акционеров недействительным.

Получается, что орган созданного в процессе реорганизации ЗАО, к компетенции которого отнесены вопросы определения цены имущества (при отсутствии совета директора это, как правило, это общее собрание акционеров), не сможет определить цену выкупа эмиссионных ценных бумаг в соответствии с требованиями закона по причине отсутствия отчета независимого оценщика.

Здесь возможно несколько вариантов действий: не указывать цену выкупа, указать цену выкупа, определенную иным способом, например, исходя из чистых активов общества, указать способ определения цены выкупа (например, на основании отчета оценщика с тем, что к моменту проведения собрания, таковой уже будет составлен). Тем не менее, все перечисленные варианты будут противоречить Закону №208-ФЗ.

Однако если строго следовать букве закона и логике Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 года №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Постановление №19), существенным нарушением при созыве собрания будет являться именно дефект уведомления о собрании, связанный с датой его проведения. То есть нарушение, касающееся информации о цене выкупа, не является существенным.

Более того, признание самой крупной сделки недействительной по причине нарушения порядка предоставления и осуществления акционерами права выкупа маловероятно. Здесь соприкасаются разные по правовой природе правоотношения, и нарушение процедуры выкупа акций обществом по требованию акционеров не может за собой повлечь признание крупной сделки недействительной.

Также отметим, что в случае обращения акционеров с требованием о выкупе принадлежащих им акций в порядке ст.76 Закона №208-ФЗ и отсутствия на момент обращения регистрации выпуска ценных бумаг, сделки по выкупу ценных бумаг, заключенные созданным в процессе реорганизации ЗАО с акционерами, могут быть признаны недействительными, что следует из Закона №39-ФЗ и судебной практики. С другой стороны само по себе признание указанных сделок недействительными не влечет отрицательных последствий для решения об одобрении крупной сделки и ее совершения.


В рассмотренной ситуации можно рекомендовать заключить договор купли-продажи недвижимости с предварительным его одобрением в качестве крупной сделки. Параллельно обязательно необходимо осуществить регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Существует возможность оспаривания совершенной сделки по основаниям нарушения порядка ее одобрения. Но при благоприятном развитии событий на момент рассмотрения дела в суде в распоряжении созданного в процессе реорганизации ЗАО будет иметься решение о последующем одобрении крупной сделки, принятое без рассмотренных выше дефектов, в полном соответствии с действующим законодательством. Такое решение будет являться безусловным основанием для отказа в иске.

Кроме того, в зависимости от планов созданного в процессе реорганизации ЗАО по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, можно начать активную деятельность, в результате которой сделка по отчуждению недвижимости перестанет отвечать признакам крупности. Совершение «некрупной» сделки не потребует одобрения общим собранием акционеров, что значительно упростит процедуру ее заключения. Однако не стоит забывать, что заключаемые сделки, договоры, иная хозяйственная деятельность, способная привести к увеличению стоимости активов, не должны быть совершены в ущерб обществу. Данные действия должны быть связаны с целями создания общества и видами его хозяйственной деятельности, должны быть прибыльными для общества. В противном случае существует возможность установления притворности и/или мнимости таких сделок, что может повлечь признание недействительными как данных сделок, так и сделки по отчуждению недвижимого имущества.


помощник юриста ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» А.Батурина
Все консультации
 
Консультации
(вопрос-ответ)

  Оформление земельного участка под домом
  Подробнее

  Подключение к газопроводу дачных участков
  Подробнее

Все консультации
Задать свой вопрос
Последний вопрос/
горячая новость

 ООО "ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ" заняло 4-е место в России и 1-е место среди петербургских компаний в рейтинге юридических фирм, осуществляющих защиту от рейдеров.   Подробнее


 
  
  
 

В начало
Карта сайта
Как связаться
 
 
 О компании  Новости
 Поиск  Афоризмы