Услуги
1. Абонентское юридическое обслуживание предприятий
2. Споры в областях:
- корпоративные конфликты
- арбитраж
- споры в области прав на недвижимое имущество
- споры с государственными органами, в том числе налоговые споры
3. Правовое сопровождение сделки
4. Правовое сопровождение инвестиционных проектов
5. Интеллектуальная собственность
6. Оффшоры
7. Согласования в антимонопольных органах

 

Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос: Прошел такой слух, что интернет-сайты, на которых уникальных посетителей больше 300 человек в день будут считаться СМИ и их необходимо регистрировать как СМИ. Действительно ли это так?
 
Ответ: Российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется.
 
Единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия «сайт», является Закон города Москвы от 31.03.2004 N 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы».
 
В ст. 2 указанного Закона закрепляется: «официальный сайт органа власти (далее - официальный сайт) - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с Законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.
 
В правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам».
 
Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации»: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».
 
Очевидно, что интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации?
 
В ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ расскрывается правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации.
 
Интернет-сайт не обладает правовым статусом информационного агентства, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ, на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации.
 
Что же касается положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ применительно к интернет-сайту, то нормы ч. 1 ст. 24 к интернет-сайту не могу быть применены, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений».
 
Что касается ч. 2 ст. 24 Закона: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
 
С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».
 
С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия «распространение продукции средства массовой информации», которое определяется как «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ».
 
Данное выше определение применимо только в отношении интернет-сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, поскольку все остальные сайты имеют копии меньше одной тысячи штук.
 
В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что «правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Следовательно, определение понятия «распространение информации» должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.
 
Таким образом, интернет-сайт по определению в соответствии с Законом о СМИ не может считаться «иным средством массовой информации», следовательно, на него не распространяется требование об обязательной регистрации как средства массовой информации.
 
Однако, по заявлению владельца интернет-сайта данный сайт может быть добровольно зарегистрирован как средство массовой информации. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме.
 
Создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, если создатель интернет-сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. ст. 8, 10 Закона о СМИ.
 
Вывод о том, что интернет-сайт не является средством массовой информации, подтверждается и судебной практикой.
 
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу».
 
«Распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, поскольку распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.
 
Более того, в Постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации».
 
Таким образом, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Старший юрист ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» А.Солодовникова
Все консультации
 
Консультации
(вопрос-ответ)

  Оформление земельного участка под домом
  Подробнее

  Подключение к газопроводу дачных участков
  Подробнее

Все консультации
Задать свой вопрос
Последний вопрос/
горячая новость

 ООО "ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ" заняло 4-е место в России и 1-е место среди петербургских компаний в рейтинге юридических фирм, осуществляющих защиту от рейдеров.   Подробнее


 
  
  
 

В начало
Карта сайта
Как связаться
 
 
 О компании  Новости
 Поиск  Афоризмы