Услуги
1. Абонентское юридическое обслуживание предприятий
2. Споры в областях:
- корпоративные конфликты
- арбитраж
- споры в области прав на недвижимое имущество
- споры с государственными органами, в том числе налоговые споры
3. Правовое сопровождение сделки
4. Правовое сопровождение инвестиционных проектов
5. Интеллектуальная собственность
6. Оффшоры
7. Согласования в антимонопольных органах

 

Консультации (вопрос-ответ)

Некоторые аспекты взаимоотношений акционерных обществ и ФКЦБ

В ходе хозяйственной деятельности любая организация вступает в административные отношения с различными государственными органами, такими как налоговая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и др. Одним из государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью акционерных обществ, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) и ее Региональные отделения.

ФКЦБ является федеральным органом исполнительной власти, совмещающим контролирующие функции и функции регистрирующего органа на рынке ценных бумаг.

Каждое акционерное общество имеет определенные российскими правовыми актами обязательства, связанные со своей организационно-правовой формой. В частности, акционерное общество обязано обращаться или в иной форме взаимодействовать с ФКЦБ либо его региональными отделениями в следующих случаях:

  • при регистрации первого выпуска акций (при учреждении);
  • при регистрации каждого последующего выпуска акций (при выпуске дополнительных акций, при увеличении либо уменьшении уставного капитала, при конвертации акций и пр.);
  • при регистрации отчета об итогах каждого выпуска акций;
  • при внесении дополнений и изменений в ранее зарегистрированные решения о выпуске акций;
  • при регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска облигаций;
  • при подаче сведений о существенных фактах и событиях;
  • при представлении ежеквартальной отчетности;
  • при представлении сведений об аффилированных лицах;
  • при проверке акционерного общества, осуществляемой ФКЦБ;
  • в ряде других случаев.

Существует весьма распространенное заблуждение, что если акционерное общество является по своему типу закрытым (ЗАО, АОЗТ), то такое общество не обязано ни представлять на регистрацию в ФКЦБ выпуск своих акций, ни вести реестр акционеров, ни выполнять иные обязанности, возложенные законом на акционерные общества. Это неверно.

Данное заблуждение, как нам представляется, было вызвано тем, что в первой редакции Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», уже не действующей, понятие «товарищества с ограниченной ответственностью» и «акционерного общества закрытого типа» отождествлялось, а «акционерное общество открытого типа» считалось иной организационно-правовой формой. В настоящий момент законодательство четко разделяет организационную форму «акционерное общество», подразделяя его на типы - закрытое и открытое, и другую организационную форму - «общество с ограниченной ответственностью».

Каждое акционерное общество, в том числе и закрытое, обязано зарегистрировать каждый выпуск своих акций, в частности, акций при учреждении общества, составляющих первоначальный размер уставного капитала. При этом акции могут быть выпущены как в виде документа - собственно акция или сертификат, так и в «абстрактном» виде, когда акции существуют лишь в системе учета в системе ведения реестра акционеров - при бездокументарной форме выпуска. Независимо от формы выпуска, регистрация выпуска акций необходима.

В начале 90-ых годов, когда на смену кооперативам стали приходить акционерные общества, контроль за деятельностью эмитентов осуществляли финансовые органы. В целях повышения эффективности рынка ценных бумаг Указом Президента РФ № 1009 от 01.07.96 была создана ФКЦБ. Этот Указ, а впоследствии Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, наделил комиссию широкими полномочиями по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. ФКЦБ имеет законную возможность осуществлять контроль за соблюдением акционерными обществами законодательства РФ о ценных бумагах и требований стандартов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг. Т.е. любое акционерное общество может быть в любое время проверено ФКЦБ и в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах - оштрафовано. Штраф может быть также наложен и на должностных лиц акционерного общество. В ряде случаев ФКЦБ может самостоятельно заявлять в суд иски к акционерному обществу, связанные с выявленными нарушениями законодательства о ценных бумагах, а также направлять материалы проверки в прокуратуру и иные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Федеральная комиссия рассматривает дела о нарушении законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также применяет к нарушителям меры ответственности, установленные законодательством РФ. Каждый инвестор (приобретатель ценных бумаг), будь то юридическое или физическое лицо, вправе обратиться в ФКЦБ с жалобой в случае нарушения акционерным обществом его прав и законных интересов. Для рассмотрения подобных дел в рамках ФКЦБ действует постоянная Комиссия по административным делам.

Следует обратить внимание на стремление законодателя (см. Указ и.о. Президента России № 620 от 03.04.2000 г.) строить рыночную экономику, используя опыт российского и зарубежного «акционерного права». На сегодняшний день допускаются к обращению на территории РФ только именные акции, хотя, очевидно, что для многих инвесторов интерес представляют именно предъявительские акции. Сложная экономическая и криминальная обстановка в России не позволяет использовать механизм предъявительских акций. Тем не менее, вероятно, в ближайшее десятилетие можно ожидать появление на российском рынке предъявительских акций. При этом ФКЦБ будет устанавливать соотношение между объявленной эмиссией на предъявителя и размером оплаченного уставного капитала, которое будет обязательным для каждого акционерного общества.

Практический опыт автора данной статьи дает основания утверждать, что руководители многих акционерных обществ не утруждают себя не только созданием и ведением системы реестра, но и регистрацией выпусков акций. Зачастую совершаются сделки с акциями, выпуск и отчет об итогах размещения которых не прошли государственную регистрацию в ФКЦБ. Данные действия могут иметь для акционерного общества самые негативные последствия.

Например, в юридической практике встречаются случаи, когда все акции акционерного общества (или контрольный пакет акций) перекупаются, назначается новое руководство, но при этом выпуск этих акций не зарегистрирован, и в обществе не образована система ведения реестра акционеров. В этом случае правомерно говорить, что покупатели акций не являются реальными владельцами предприятия, и, следовательно, назначенное ими руководство избрано незаконно. Ситуация может усугубляться тем, что реальных, старых собственников акций бывает трудно найти, особенно если сделки совершались годы назад, либо с ними надо заново договариваться о переоформлении сделок.

В этих случаях ФКЦБ имеет право предъявлять в суд самостоятельные иски о признании таких сделок с акциями недействительными и применении последствий недействительности таких сделок. Одним из таких последствий является признание собственником акций «прежних» владельцев.

Как уже говорилось выше, ФКЦБ имеет право налагать на эмитентов и их должностных лиц штрафы. Размеры штрафов установлены Федеральным Законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В соответствии со ст.12 вышеназванного закона, на должностное лицо АО ФКЦБ вправе наложить штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), а на само акционерное общество - до 10000 МРОТ. Такая суровая мера свидетельствует о желании законодателя навести порядок на рынке ценных бумаг. Должностным лицам акционерных обществ следует обращать особое внимание на быстро меняющееся законодательство об акционерных обществах, правильно вести учет своих акций, правильно оформлять сделки с акциями.

Фактически взаимоотношения акционерных обществ с ФКЦБ, как с любым государственным контролирующим органом, строятся строго на формальной основе. Акционерное общество должно в определенные сроки представлять в ФКЦБ определенные документы. Если этого не происходит, или документы подаются не соответствующие нормативным актам, ФКЦБ вправе применить меры административной ответственности к обществу и(или) его руководителям. Как правило, происходит это так: проводится выездная или камеральная проверка на предмет соответствия законодательству действий акционерного общества, о чем составляется акт, затем обществу направляется предписание об устранении выявленных нарушений (если они имеют устранимый характер). Может быть назначено также заседание административной комиссии при ФКЦБ, которая в результате рассмотрения дела в своем заседании принимает решение о применении или неприменении финансовых санкций.

Проверка ФКЦБ может проводиться в случаях поступления в ФКЦБ информации о нарушениях законодательства (жалоба акционера, судебный запрос, факт непредставления в ФКЦБ в определенный срок необходимых документов и пр.), а также в плановом (очередном) порядке.

За годы своего существования специалисты ФКЦБ накопили немалый опыт в решении различных, порой самых сложных, правовых вопросов, но при этом следует отметить, что в функции ФКЦБ не входит консультирование акционерных обществ по вопросу правильности толкования ими нормативных актов.


Управляющий партнер ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ», адвокат, Михаил Яковлевич Онацкий
Все консультации
 
Консультации
(вопрос-ответ)

  Оформление земельного участка под домом
  Подробнее

  Подключение к газопроводу дачных участков
  Подробнее

Все консультации
Задать свой вопрос
Последний вопрос/
горячая новость

 ООО "ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ" заняло 4-е место в России и 1-е место среди петербургских компаний в рейтинге юридических фирм, осуществляющих защиту от рейдеров.   Подробнее


 
  
  
 

В начало
Карта сайта
Как связаться
 
 
 О компании  Новости
 Поиск  Афоризмы